Интервью Марии Беляевой для РБК news
Мария Беляева основала компанию по поставкам полипропиленовой пленки 11 лет назад, когда российскую упаковку мало кто использовал. Сейчас ее пленка продается по всей России и в США, принося компании до 77 млн руб. выручки в месяц
«Мне часто говорят: зачем тебе эти тонны пленки, открыла бы салон красоты! — смеется 40-летняя Мария Беляева, основатель одной из крупнейших в России компаний по поставке полипропиленовой пленки «Руспленки». — Но я люблю эту индустрию. 90% людей в отрасли — мужчины, с ними работать намного проще, чем с женщинами». За 11 лет фирма открыла представительства в десяти городах России, а нынешним летом вышла на рынок США. По итогам 2016 года выручка «Руспленок» превысила 840 млн руб. (чистая прибыль — 9%), а в 2017-м должна перевалить за миллиард. Какие уж тут салоны красоты!
«Руспленки» поставляют клиентам нарезанную полипропиленовую пленку с нанесенными принтами для упаковки товаров — в основном кондитерских изделий и цветов. «Мы являемся посредником между заводами-гигантами, которые выпускают десятки тысяч тонн пленки в месяц, и компаниями, которым нужно несколько десятков килограммов, — поясняет Беляева. — Заводам с мелкими клиентами работать неинтересно, к тому же заказчикам нужна пленка определенного формата с уже нанесенным принтом». «Руспленки» заранее заказывают большой объем продукции (на складах в Москве и Санкт-Петербурге постоянно хранится 500 т товара), а затем под заказ режут ее и наносят рисунок. Компания поставляет пленку здесь и сейчас — и это одно из главных преимуществ перед заводами, которые формируют и отгружают заказы месяцами.
Бизнес-модель кажется незамысловатой, но чтобы с нуля создать масштабный бизнес, необязательно придумывать что-то новое, иногда нужно просто внимательно следить за рынком.
Типографская золушка
В индустрию упаковки Мария пришла еще студенткой: в 1996 году она поступила в филиал Московской академии печати в родном Санкт-Петербурге, а на третьем курсе устроилась работать в типографию. «У нас была типичная советская семья с тремя детьми и небольшим достатком, поэтому днем я работала, а вечером училась — нужны были деньги», — вспоминает Беляева.
В питерской офсетной типографии «Политон» она пять лет работала закупщиком материалов, затем вышла замуж и на полгода ушла в декрет. Вернулась из него в молодую компанию «Артфлекс», которая специализировалась на флексопечати — это способ печати с использованием гибких резиновых форм и быстровысыхающих красок. «Это был настоящий стартап, я работала по 12 часов и сидела в офисе почти все выходные — было тяжело, зато я изучила, как устроена работа типографии от и до», — рассказывает Мария.
За время работы в типографиях Беляева успела понять, что в России с упаковочной пленкой туго: с советских времен в стране работал всего один подмосковный производитель, но желающих пользоваться его услугами почти не было. «Качество было ужасным, завод работал с перебоями, поэтому все заказывали пленку из-за рубежа — в Италии, Турции, Индии и Латинской Америке», — говорит предпринимательница. В 2005 году ситуация изменилась: на российском рынке появилось сразу три крупных производства — «ГриНН-Пластик», «Биаксплен» и «Новатэк-Полимер», а год спустя еще два — «ЕврометФилмз» и «РосЕвроПласт». Беляева решила, что это идеальный момент для запуска собственного бизнеса.
Пакуй в российское
Российская пленка стоила на 20% дешевле западной, но желающих ее использовать было немного: производители продуктов и цветов по-прежнему заказывали упаковку из-за границы и отдавали нарезать рулоны в местные типографии. Беляева решила создать «сервис одного окна» — договаривалась о поставке с производителями, нарезала рулоны, наносила принты в партнерских типографиях и доставляла готовые упаковки клиентам через транспортные компании. Таких посредников на рынке к тому времени было достаточно, но пленку отечественного производства до Беляевой клиентам почти никто не предлагал. «К российской пленке все относились предвзято — я лично говорила с каждым заказчиком, убеждала, обещала вернуть деньги, если качество окажется плохим», — вспоминает Мария.
Дома работать не получалось, но и денег на аренду офиса не было. «Я пришла к одному из клиентов и спросила: а можно я у вас здесь посижу? Меня по дружбе пустили бесплатно на какое-то время», — рассказывает Беляева. В феврале 2006 года она зарегистрировала ООО «Даймон Принт» (в «Руспленки» компания была переименована только в 2016 году), купила на «Авито» старенький компьютер, телефон с факсом, принтер и приступила к работе.
На первых порах помогли связи, наработанные за семь лет в индустрии: с предложением купить российскую пленку под ключ Беляева пошла к клиентам типографий. «Я всю жизнь была закупщиком, а тут пришлось примерять на себя диаметрально противоположную роль продавца, так что в голове был полный туман», — признается Мария. Тем не менее за первые три месяца ей удалось заключить контракты с 20 покупателями, в том числе «Chupa Chups Россия», и Кондитерской фабрикой им. Н.К. Крупской, и производителем пленки «Новатэк-Полимер». С заводом Беляева договорилась о 60-дневной отсрочке платежа: сначала принимала заказы у своих клиентов и только потом оплачивала закупленный товар. Стартовых вложений, таким образом, ей не потребовалось вовсе.
Российская пленка была не только дешевле, но и доставлялась быстрее зарубежной: срок выполнения заказа составлял две недели против одного-двух месяцев в случае с иностранными производителями. Это стало определяющим фактором, считает предпринимательница. За первый год работы Беляевой удалось выручить 9 млн руб., прибыль составила около 1 млн руб.
Клиенты обычно просили не просто доставить определенный объем пленки, но и нарезать ее особым образом. Сторонние типографии, с которыми сотрудничала Беляева, не всегда брались за сложные заказы и часто срывали сроки. Чтобы не подводить клиентов, она решила открыть собственную производственную площадку.
Мария арендовала склад площадью 100 кв. м в поселке Мартышкино Ленинградской области, наняла двух сотрудников и купила б/у станок тайваньского производства для нарезки пленки. На все ушло около 400 тыс. руб. Через полгода заказов стало столько, что пришлось докупить еще два станка и арендовать соседнее помещение. «Я была не просто посредником, который чуть что сваливает всю вину на производителя. Я всегда старалась решить проблему как можно скорее и безболезненнее для заказчика, пусть и себе в убыток, — говорит Беляева. — Эти траты с лихвой окупаются лояльностью клиентов».
За четыре года работы Беляева вытеснила из помещения в Мартышкино всех соседей и арендовала 2 тыс. кв. м. К 2010 году выручка компании достигла 25 млн руб., чистая прибыль — 2,5 млн руб., и предпринимательница решила вывести бизнес за пределы Петербурга. Первый склад в Москве открылся зимой 2010 года, затем были Нижний Новгород, Ростов и Екатеринбург.
В том же 2010 году расклад на рынке полипропиленовой пленки изменился: нефтехимическая группа «Сибур» выкупила четыре крупнейших завода, обеспечив себе таким образом сбыт полипропиленовых гранул. Для управления этим бизнесом «Сибур» создал дочернюю компанию «Биаксплен». Это привело к тому, что основные производственные силы оказались сосредоточены в руках одного игрока, с которым «Даймон Принт» начал сотрудничать. В 2011 году Беляева купила первую собственную флексомашину для нанесения принтов на пленку и сосредоточила все функции, кроме производства самой пленки, внутри компании.
Обесценение рубля в 2014 году сыграло ей на руку — цены на импортную пленку возросли в полтора раза. Кроме того, полипропилен российского производства стало выгодно продавать за рубеж, и «Сибур» начал экспортировать часть своего товара. «Пленки в стране стало меньше, но мы оборотов не сбавляли и держали на складах все те же объемы, — уверяет Беляева. — А у более мелких поставщиков образовался дефицит товара».
У заказчиков «Даймон Принт» дела шли не так гладко: почти все 175 клиентов компании в декабре 2014 года объявили, что не смогут вовремя оплатить заказы. Беляева решила не останавливать поставки и предоставила клиентам неограниченную отсрочку платежей. «Человеческие отношения всегда были в основе моего бизнеса, сработало и на этот раз, — говорит Мария. — К февралю клиенты начали платить, к весне все долги были закрыты».
Рынок пленки
Производство полипропиленовой пленки растет примерно на 5% в год, по данным РЭУ им. Г.В. Плеханова, к 2020 году объем мирового спроса на полипропилен составит 70 млн т, а объем рынка достигнет $140 млрд. «Рост экономики, доходов населения вместе с увеличением расходов на продукты питания и потребительские товары способствует росту рынка упаковочных пленок», — поясняет доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Казанцева.
Всего в мире полипропилен производят около 400 компаний, среди которых крупнейшими являются голландская LyondellBasell, китайская Sinopec Group и саудовская SABIC Group, говорит Казанцева. В России производством полипропиленовой пленки занимаются ГК «Сибур» (пять заводов) и ростовский завод «Вотерфолл». Сами производители сотрудничают, как правило, только с крупными клиентами и посредниками, которые закупают большие объемы и затем продают пленку более мелким заказчикам.
На рынке поставщиков пленки с середины 2000-х годов образовалась тройка лидеров: «Руспленки», «Альянс-Профи» и «Транс-Пак». По словам Алексея Татаринова из «Транс-Пак», помимо этих игроков в центральной части России работают еще шесть крупных и несколько десятков мелких компаний-посредников.
Ссылка на источник: http://www.rbc.ru/own_business/30/09/2017/59ca68529a79477473b31def
«Мне часто говорят: зачем тебе эти тонны пленки, открыла бы салон красоты! — смеется 40-летняя Мария Беляева, основатель одной из крупнейших в России компаний по поставке полипропиленовой пленки «Руспленки». — Но я люблю эту индустрию. 90% людей в отрасли — мужчины, с ними работать намного проще, чем с женщинами». За 11 лет фирма открыла представительства в десяти городах России, а нынешним летом вышла на рынок США. По итогам 2016 года выручка «Руспленок» превысила 840 млн руб. (чистая прибыль — 9%), а в 2017-м должна перевалить за миллиард. Какие уж тут салоны красоты!
«Руспленки» поставляют клиентам нарезанную полипропиленовую пленку с нанесенными принтами для упаковки товаров — в основном кондитерских изделий и цветов. «Мы являемся посредником между заводами-гигантами, которые выпускают десятки тысяч тонн пленки в месяц, и компаниями, которым нужно несколько десятков килограммов, — поясняет Беляева. — Заводам с мелкими клиентами работать неинтересно, к тому же заказчикам нужна пленка определенного формата с уже нанесенным принтом». «Руспленки» заранее заказывают большой объем продукции (на складах в Москве и Санкт-Петербурге постоянно хранится 500 т товара), а затем под заказ режут ее и наносят рисунок. Компания поставляет пленку здесь и сейчас — и это одно из главных преимуществ перед заводами, которые формируют и отгружают заказы месяцами.
Бизнес-модель кажется незамысловатой, но чтобы с нуля создать масштабный бизнес, необязательно придумывать что-то новое, иногда нужно просто внимательно следить за рынком.
Типографская золушка
В индустрию упаковки Мария пришла еще студенткой: в 1996 году она поступила в филиал Московской академии печати в родном Санкт-Петербурге, а на третьем курсе устроилась работать в типографию. «У нас была типичная советская семья с тремя детьми и небольшим достатком, поэтому днем я работала, а вечером училась — нужны были деньги», — вспоминает Беляева.
В питерской офсетной типографии «Политон» она пять лет работала закупщиком материалов, затем вышла замуж и на полгода ушла в декрет. Вернулась из него в молодую компанию «Артфлекс», которая специализировалась на флексопечати — это способ печати с использованием гибких резиновых форм и быстровысыхающих красок. «Это был настоящий стартап, я работала по 12 часов и сидела в офисе почти все выходные — было тяжело, зато я изучила, как устроена работа типографии от и до», — рассказывает Мария.
За время работы в типографиях Беляева успела понять, что в России с упаковочной пленкой туго: с советских времен в стране работал всего один подмосковный производитель, но желающих пользоваться его услугами почти не было. «Качество было ужасным, завод работал с перебоями, поэтому все заказывали пленку из-за рубежа — в Италии, Турции, Индии и Латинской Америке», — говорит предпринимательница. В 2005 году ситуация изменилась: на российском рынке появилось сразу три крупных производства — «ГриНН-Пластик», «Биаксплен» и «Новатэк-Полимер», а год спустя еще два — «ЕврометФилмз» и «РосЕвроПласт». Беляева решила, что это идеальный момент для запуска собственного бизнеса.
Пакуй в российское
Российская пленка стоила на 20% дешевле западной, но желающих ее использовать было немного: производители продуктов и цветов по-прежнему заказывали упаковку из-за границы и отдавали нарезать рулоны в местные типографии. Беляева решила создать «сервис одного окна» — договаривалась о поставке с производителями, нарезала рулоны, наносила принты в партнерских типографиях и доставляла готовые упаковки клиентам через транспортные компании. Таких посредников на рынке к тому времени было достаточно, но пленку отечественного производства до Беляевой клиентам почти никто не предлагал. «К российской пленке все относились предвзято — я лично говорила с каждым заказчиком, убеждала, обещала вернуть деньги, если качество окажется плохим», — вспоминает Мария.
Дома работать не получалось, но и денег на аренду офиса не было. «Я пришла к одному из клиентов и спросила: а можно я у вас здесь посижу? Меня по дружбе пустили бесплатно на какое-то время», — рассказывает Беляева. В феврале 2006 года она зарегистрировала ООО «Даймон Принт» (в «Руспленки» компания была переименована только в 2016 году), купила на «Авито» старенький компьютер, телефон с факсом, принтер и приступила к работе.
На первых порах помогли связи, наработанные за семь лет в индустрии: с предложением купить российскую пленку под ключ Беляева пошла к клиентам типографий. «Я всю жизнь была закупщиком, а тут пришлось примерять на себя диаметрально противоположную роль продавца, так что в голове был полный туман», — признается Мария. Тем не менее за первые три месяца ей удалось заключить контракты с 20 покупателями, в том числе «Chupa Chups Россия», и Кондитерской фабрикой им. Н.К. Крупской, и производителем пленки «Новатэк-Полимер». С заводом Беляева договорилась о 60-дневной отсрочке платежа: сначала принимала заказы у своих клиентов и только потом оплачивала закупленный товар. Стартовых вложений, таким образом, ей не потребовалось вовсе.
Российская пленка была не только дешевле, но и доставлялась быстрее зарубежной: срок выполнения заказа составлял две недели против одного-двух месяцев в случае с иностранными производителями. Это стало определяющим фактором, считает предпринимательница. За первый год работы Беляевой удалось выручить 9 млн руб., прибыль составила около 1 млн руб.
Клиенты обычно просили не просто доставить определенный объем пленки, но и нарезать ее особым образом. Сторонние типографии, с которыми сотрудничала Беляева, не всегда брались за сложные заказы и часто срывали сроки. Чтобы не подводить клиентов, она решила открыть собственную производственную площадку.
Мария арендовала склад площадью 100 кв. м в поселке Мартышкино Ленинградской области, наняла двух сотрудников и купила б/у станок тайваньского производства для нарезки пленки. На все ушло около 400 тыс. руб. Через полгода заказов стало столько, что пришлось докупить еще два станка и арендовать соседнее помещение. «Я была не просто посредником, который чуть что сваливает всю вину на производителя. Я всегда старалась решить проблему как можно скорее и безболезненнее для заказчика, пусть и себе в убыток, — говорит Беляева. — Эти траты с лихвой окупаются лояльностью клиентов».
За четыре года работы Беляева вытеснила из помещения в Мартышкино всех соседей и арендовала 2 тыс. кв. м. К 2010 году выручка компании достигла 25 млн руб., чистая прибыль — 2,5 млн руб., и предпринимательница решила вывести бизнес за пределы Петербурга. Первый склад в Москве открылся зимой 2010 года, затем были Нижний Новгород, Ростов и Екатеринбург.
В том же 2010 году расклад на рынке полипропиленовой пленки изменился: нефтехимическая группа «Сибур» выкупила четыре крупнейших завода, обеспечив себе таким образом сбыт полипропиленовых гранул. Для управления этим бизнесом «Сибур» создал дочернюю компанию «Биаксплен». Это привело к тому, что основные производственные силы оказались сосредоточены в руках одного игрока, с которым «Даймон Принт» начал сотрудничать. В 2011 году Беляева купила первую собственную флексомашину для нанесения принтов на пленку и сосредоточила все функции, кроме производства самой пленки, внутри компании.
Обесценение рубля в 2014 году сыграло ей на руку — цены на импортную пленку возросли в полтора раза. Кроме того, полипропилен российского производства стало выгодно продавать за рубеж, и «Сибур» начал экспортировать часть своего товара. «Пленки в стране стало меньше, но мы оборотов не сбавляли и держали на складах все те же объемы, — уверяет Беляева. — А у более мелких поставщиков образовался дефицит товара».
У заказчиков «Даймон Принт» дела шли не так гладко: почти все 175 клиентов компании в декабре 2014 года объявили, что не смогут вовремя оплатить заказы. Беляева решила не останавливать поставки и предоставила клиентам неограниченную отсрочку платежей. «Человеческие отношения всегда были в основе моего бизнеса, сработало и на этот раз, — говорит Мария. — К февралю клиенты начали платить, к весне все долги были закрыты».
Рынок пленки
Производство полипропиленовой пленки растет примерно на 5% в год, по данным РЭУ им. Г.В. Плеханова, к 2020 году объем мирового спроса на полипропилен составит 70 млн т, а объем рынка достигнет $140 млрд. «Рост экономики, доходов населения вместе с увеличением расходов на продукты питания и потребительские товары способствует росту рынка упаковочных пленок», — поясняет доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Казанцева.
Всего в мире полипропилен производят около 400 компаний, среди которых крупнейшими являются голландская LyondellBasell, китайская Sinopec Group и саудовская SABIC Group, говорит Казанцева. В России производством полипропиленовой пленки занимаются ГК «Сибур» (пять заводов) и ростовский завод «Вотерфолл». Сами производители сотрудничают, как правило, только с крупными клиентами и посредниками, которые закупают большие объемы и затем продают пленку более мелким заказчикам.
На рынке поставщиков пленки с середины 2000-х годов образовалась тройка лидеров: «Руспленки», «Альянс-Профи» и «Транс-Пак». По словам Алексея Татаринова из «Транс-Пак», помимо этих игроков в центральной части России работают еще шесть крупных и несколько десятков мелких компаний-посредников.
Ссылка на источник: http://www.rbc.ru/own_business/30/09/2017/59ca68529a79477473b31def
01.10.2017
Подпишитесь на нашу рассылку!
Будьте в курсе последних новостей, акций и поставок!